Владислав Тюрин

персональный сайт

Гипотезы цифровой трансформации

исследование вариантов исходных гипотез о значении, содержании и составе теории и практики цифровой трансформации

документ доступен в электронном pdf-формате

Проблема выбора

Базовая управленческая проблема цифровой трансформации, часто фиксируемая на практике, заключается в отсутствии обоснованного и рационального выбора стратегической позиции относительно самого понятия и концепции цифровой трансформации. Что прямо влияет на трактовку связанных понятий, на восприятие обстоятельств (условий) цифровой экономики и, в последующем, на практическую проектную работу.

Дефицит четкого понимания принципов, правил, элементов, схем, методов, технологий и инструментов приводит к тому, что декларирование на стратегическом уровне грандиозных целей цифровой трансформации бизнеса на практике неизбежно превращается в решение типичных задач внутренней автоматизации.

В связи с чем по прошествии определенного времени приходит разочарование – ведь от цифровой трансформации ожидают неких кардинальных преобразований и впечатляющих результатов, а фактически получают все характерные и известные последствия (ошибки, инциденты, эффекты) несистемной корпоративной автоматизации.

Гипотеза цифровой трансформации

Не все руководители признают наличие и необходимость устранения базовой проблемы понимания цифровой трансформации бизнеса (или же считают её избыточной, надуманной). Тем самым закладывая серьёзное противоречие в дальнейшее цифровое развитие.

Правильный и осознанный выбор подхода к разработке и реализации проектов цифровой трансформации для построения целостной бизнес-модели не только необходим в стратегическом плане, но и исключительно полезен для профессиональных коммуникаций и для синхронизации компетенций и усилий всех участников.

Для квалифицированного решения указанной базовой управленческой проблемы необходимо учесть следующее. Определение того, что представляет собой цифровая трансформация, как целенаправленно осуществляемая деятельность, допускает различные трактовки: от технологичного управления на данных, до тотальной клиентоориентированности. Причем даваемые концептуальные варианты объяснения сути и содержания цифровой трансформации следует рассматривать внимательно и критично – насколько они аргументированы и последовательны при ответе на три ключевых вопроса практики менеджмента: что делать, как делать и кто сделает.

Любой вариант определяющий цифровую трансформацию бизнеса в силу ряда упрощений, и обобщений представляет собой исходную гипотезу цифровой трансформации.

Исходная гипотеза цифровой трансформации – это предположение относительно сути, структуры и содержания теории и практики цифровой трансформации, как целенаправленной деятельности по развитию цифровой экономики.

Решить базовую проблему бизнеса – значит понять и выбрать из нескольких допустимых вариантов тот, что практически будет реализован в рамках стратегии цифрового развития.

Причем важно относиться к решению обозначенной проблемы не как к научно-исследовательской работе по поиску верной трактовки сути цифровой трансформации и цифровой экономики. Её решение это прежде всего осознанный и аргументированный управленческий выбор одного из вариантов интерпретации таких понятий как “цифровая трансформация” и “цифровая экономика” для практического применения.

Варианты гипотез

Можно выделить шесть основных вариантов исходной гипотезы – вариантов определяющих концепцию и структуру цифровой трансформации, как осознанной управленческой деятельности.

При этом варианты исходных гипотез, объясняющие подходы к цифровому развитию бизнеса, целесообразно классифицировать по двум критериям: реализуемая модель цифровой трансформации и приоритетный аспект цифровой трансформации.

Гипотеза о цифровых платформах оптимально отражает точку зрения и подход автора и признается приоритетной.

Другие варианты исходной гипотезы, тем не менее полезны для анализа, поскольку акцентируют внимание на иных важных аспектах цифровой экономики.

Приоритетная гипотеза о цифровых платформах

Преобразующее воздействие на экономику (на экономические отношения) оказывают цифровые платформы. Они трансформируют виды деятельности и меняют баланс сил на рынке, предлагая потребителям наилучшие ценностные предложения с оптимальной ценой.

Цифровая трансформация ставит себе целью создание цифровых платформ и расширение их возможностей. Цифровые платформы имплементируют информационные технологии разного уровня, объединяя их в технологический стек.

Вторичные гипотезы цифровой трансформации

Гипотеза о кардинальных изменениях

Цифровая трансформация – это существенные, глубокие изменения бизнес-моделей и бизнес-процессов с ориентированием на запросы клиентов.

Гипотеза о цифровых технологиях

Цифровая трансформация подразумевает масштабные применения цифровых технологий в работе бизнеса и во взаимодействии с клиентами.

Гипотеза об искусственном интеллекте

Цифровая трансформация – это использование искусственного интеллекта.

Гипотеза о данных

Цифровая трансформация определяется глобальным наращиванием объемов собираемых и обрабатываемых данных, а также переходом к управлению на данных.

Гипотеза о клиентоориентированности

Цифровая экономика требует от бизнеса постоянного повышения конкурентоспособности и качества поставляемых товаров и услуг, концентрируясь на развитии клиентоориентированности.

Аналитический материал

Гипотезы о цифровой трансформации”

версия 2025-01 (актуальная)

pdf-формат, 775 Kb


Владислав Тюрин

воспользуйтесь электронной почтой для связи : )